Монолитные конструкции давно шагнули за пределы фундаментных работ. И вместе с тем возникла потребность в технике, которая бы подавала бетонную смесь в ограниченные пространства, на высоту и сквозь густое армирование.
Подобные задачи решают при помощи современных бетононасосов. Используя гидравлический принцип перекачки, такие машины транспортируют бетон под высоким давлением. По данным ERMCO сегодня свыше 47% заливок в странах ЕС происходит с применением машин такого типа.
Разновидности
В каталогах строительной техники приведены две основных разновидности бетонных насосов:
- прицепные;
- автобетононасосы, поставленные на шасси и оснащенные раздаточной стрелой.
Прицепные изделия используют для питания мобильных и стационарных бетонораздаточных стрел, а также в комплекте с жестким и гибким бетоноводом.
Автобетононасосы представляют собой гибрид подающего и распределительного оборудования. Основные узлы поддерживают перекачку смеси из приемного бункера по трубопроводу, а подвижная стрела-манипулятор обеспечивает ее подачу на нужную позицию.
Условия эффективности
Бетононасос работает в тесной связке с автобетоносмесителем, который загружает приемный бункер строительной массой.
В команду, занятую на обслуживании техники, включают операторов обеих машин и рабочего, следящего за выходом бетона из концевого шланга. Для автобетононасосов в группу ставят также сигнальщика –он корректирует перемещения раздаточной стрелы.
Эффективность использования бетононасосов в современных проектах опирается на их бесперебойную работу. Ее обеспечивают за счет ряда условий:
- соответствие параметров бетона тем значениям, с которыми допустимо применять конкретную модель машины;
- высокая квалификация персонала – как в области эксплуатации, так и обслуживания;
- предварительный расчет количества и емкости миксеров, задействованных при питании бетононасоса, чтобы гарантировать постоянную загрузку техники.
Возможные проблемы
Необходимо тщательно контролировать состав бетона, с которым придется работать. От характеристик смеси напрямую зависит ее подвижность и податливость транспортировке по трубам под давлением.
Преимущественно используют материалы на портландцементе, с нормальным или замедленным сроком схватывания. Как крупный заполнитель используют гравий. Щебень в этом качестве затрудняет перемещение массы по бетоноводу и интенсивно изнашивает стенки.
В процессе работы воронка приемного бункера должна быть всегда закрыта бетоном. Если она обнажится, то во всасывающий трубопровод и рабочую камеру насоса может попасть воздух, что приведет к расслоению смеси.
Некоторые бетононасосы адаптированы под эксплуатацию в морозное время, но не меньшие проблемы могут возникнуть и летом: солнечные лучи нагревают бетоновод, сушат бетон и меняют его свойства под воздействием температуры. Здесь особенно опасны даже короткие остановки в перекачке массы из бункера к цели.